Главные новости | Приветствую Вас Гость | | Вход

Меню сайта

Категории раздела
Беседы с Личностью
Статьи о Главной Пифии
Литературоведческое

Главная » Статьи » Статьи и интервью » Статьи о Главной Пифии

Фантастическая путешественница по Сети

Фантастическая путешественница по Сети

 

(Материал опубликован в газете «Вятская особая», 17 ноября 2007 г.)

 

(РУБРИКА) Знатные люди Вятки

 

Литератор Наталья Метелева с повестью в жанре фэнтэзи «Соло на струнах времени» участвовала в «Российском Конвенте 2007» -  Форуме российских фантастов (20-25 марта)

Год назад Наталья, известная своими стихами, эссе и участием в дискуссиях на философских интернет-форумах, переквалифицировалась в мастерицу жанра фэнтэзи. И принялась «бомбить» интернет-конкурсы начинающих фантастов. На многих прошла в финал. На Эквадорском интернет-конкурсе фантастики рассказ «Венок гор» вошел в десятку лучших. И вот недавно ее повесть «Соло на струнах времени» просочилась сквозь сито конкурса в мастер-класс Ника Перумова на Российском Конвенте фантастов («РосКон»).*

 

= Благородное безумие

 

«РосКон 2007» проходил в пансионате «Лесные дали» под Москвой. Наталья попала в семинар Ника Перумова, живущего в США («фантаста года 2006», по версии «РосКона» и издательства «Эксмо»). По результатам обсуждений на этом семинаре Перумов рекомендовал «Соло…» к публикации в «Эксмо» (в числе двух лучших книг в жанре фэнтэзи). Как он сказал, в повести чувствуется «присутствие благородного безумия».

Метелева пока скрывает текст от посторонних глаз, но про что он, говорит так: «Это история провидицы Родоны, которая знает, что должна стать Тварью – существом, живущим на грани миров, то есть порталом для Твари, которая пожирает мир. Борьба Родоны с предначертанной ей судьбой заканчивается весьма трагично. Действие происходит не на Земле, а в условном мире Вавилоре в начале эпохи Возрождения…»

«Соло на струнах времени» еще будет редактироваться и дорабатываться. Перумов посоветовал Метелевой убрать из этого многослойного произведения одну сюжетную линию – пролог, который раньше был рассказом «Детка». «Детка» прошла в финал Эквадорского конкурса и опубликована в газете «Премьер-ком», где Наталья – главный редактор. Вот характерная цитата из «Детки»:

«Не будь Альвиг телепатом, он бы запаниковал… Снегу показалось мало обрушиться внезапно, так он еще выкинул странность, уложившись компактно, как солдатский скарб в заплечный мешок, - аккурат в пределах стен. И не каких-нибудь, а охраняемых тщательнее королевских покоев - в сокровенном обиталище Лиги, в Оргеймской Пустоши. Снежок не затронул ни травинки за каменной границей на вершине холма, выделявшейся среди зелени как тонзура монаха. Ни снежинки мимо. Разумное объяснение случившемуся было только одно: Тварь, за которой охотилась Лига, пришла, наконец, за своей Деткой, спрятанной в укрепленных подземельях скита. И Мастер заторопился обратно, к входу в скрытые под развалинами укрепленные казематы: подергать за удочку, проверить, жива ли Детка - наживка, на которую Лига уже год ловит Тварь, шевелится ли еще?»

Метелева согласна с выступавшей на «Конвенте» писательницей Ольгой Славниковой, что границ между фантастикой и мейнстримом больше нет: то, что было спрогнозировано фантастами, становится жизнью. Высокая литература приходит в фантастику, и наоборот. Границы между жанрами исчезают…

 

= Гений Мудравейника
 

На сайте www.zhurnal.lib.ru можно проследить почти всю интеллектуальную эволюцию Натальи. В 1990 году она печатала в газете «Вятское слово» такие стихи: «Ты мне дал свое жилище, Дал огонь для очага мне, Дал одежду, воду, пищу, Даже дал свое дыханье! Только дух мой в прутьях плоти - Обескрыленная птица! - Снится сон мне о полете, Сон о Солнце в полночь снится...»

Потом стихи отодвинула проза – сначала журналистика, потом эссеистика. Наталья увлеклась философией, подружилась с вятской философиней Натальей Кузнецовой (печатавшейся в «Вятском наблюдателе» как Вера Якубович). В 2001-м у Метелевой родилось собрание анекдотов «Кама-с-утра», разлетевшееся по Сети:

«Мадам Кама-с-утра поучала за утренним чаем свою камеристку: - Только то не поддается совращению, что незыблемо в основе своей. Но ничто в этом мире не имеет основы, которую нельзя было бы пошатнуть: всякая почва рыхлая, всякий камень дробится, всякий корень можно извлечь. Поэтому совратимо всё. И всякий, совращаясь, заимствует свои убеждения у других, и тут же забывает о свершенном плагиате». «Любимый афоризм мадам Кама-с-утра: - В борьбе противоположностей всегда выигрывает победивший». «Любимый комментарий Кали-остро: - В единстве противоположностей должно быть единоначалие. Моё». «Первый и Второй принцип камеристки: 1 - Всегда; 2 – Везде».

А чуть позже Наталья Метелева реинкарнировалась в Натана Метича: «Величайший гений Мудравейника Натан Метич был так мал, что никто не заметил его рождения, даже он сам… Главным его духовным подвигом стало преодоление соблазна научно-религиозных споров: ничего не доказуемо для оппонента. Преодоление сравнительно-аналитических искушений стало Вторым Главным духовным подвигом: чтобы сравнивать, надо знать, а чтобы знать, надо жить в другом мудравейнике. «Такое переселение - отпадение от веры моего мудравейника», - решил Натан Метич, и его Третьим Главным духовным подвигом стало усовершенствование идеала Недеяния до Абсолюта Немыслия…

Всю жизнь Мудравей Натан Метич думал о смысле жизни. И чем больше думал, тем меньше находил в ней смысла. И чем меньше находил смысла, тем больше углублялся в размышления. И углубился так, что исчез с лица земли. Впрочем, Величайший гений Мудравейника Натан Метич был так мал, что никто не заметил его исчезновения, даже он сам».

 

= Fantasy forever!

 

Ясно, что Метичу Наталья передала свои мировоззренческие установки, близкие к агностицизму и релятивизму. На более понятном языке их можно определить как «тотальный скепсис». Логично, что именно Натан Метич заявлен Натальей как автор главных ее опусов в жанре фэнтэзи: только не веря в «высокие идеалы», можно творить востребованный читателями и издателями масскульт. Хотя и с некоторой надеждой, что он у Метелевой когда-нибудь перерастет в «высокую литературу». Та самая Ольга Славникова, например, прославилась своим футурологическим романом «2017» - о вероятном будущем России.

Наталья Метелева – пример того, как маргинальная литература с помощью интернета превращается в массовую. Как человек из Вятки становится «человеком из Эквадора» и вообще жителем «всемирной деревни». И так далее…   

 

(В РАМКУ) Метелева Наталья Владимировна род. 27 мая в Кирове в семье служащих. Закончила филфак КГПИ. Работала в школе на Севере, ст. научным сотрудником Кир. краеведч. музея, в газете «Выбор» (начало 90-х),  на ГТРК «Вятка», сотрудничала с «Вятским наблюдателем». С середины 1990-х после окончания курсов по дизайну трудилась дизайнером.  Издавала газету «Фантастика, детективы, приключения». С 2006 – главред информационно-рекламной газеты «Премьер-ком» (Киров). Стихи публиковались в местных и рижской газетах, в сб. «Встречи» (1988). Проза – на сайте www.zhurnal.lib.ru. Эссе о Яне Райнисе – в сб. «Вятская земля в прошлом и настоящем» (КГПИ, 1989), эссе о Грине – в журнале «Бинокль» № 6 (2000). Пристрастия: Стругацкие, Лем, Кафка, Гессе, Пелевин.

 

Михаил Коковихин

____

 

*) Роман опубликован под названием «Добровольная жертва» - НМ.

 

Категория: Статьи о Главной Пифии | Добавил: meteleva  | Автор: Михаил Коковихин
Просмотров: 1019

НОВИНКА!
Другие книги