Убить дракона
Название этой книги четко характеризует основную проблему, поставленную автором. Добровольная жертва — это жертва, нужная прежде всего дающему, отвечающая его потребностям; дебютная книга Натальи Метелевой рассказывает о том, что жертва, принесенная с любовью, — не всегда благо. Главная героиня, пифия Радона, обречена пожертвовать чем-то и стать или бесконечно могущественным нечеловеком, или попросту мертвой. Если следовать канонам жанра, выбор вроде бы должен быть очевидным, но не все так просто…
Хотя в созданном автором мире собственно выбор доступен немногим. Не только герои романа загнаны жизнью в жесткие рамки; почти каждый житель этой реальности лишен возможности быть собой. Дело в том, что люди в книге Метелевой — всего лишь промежуточная стадия развития разумного существа, своего рода личинка. Каждый человек должен превратиться во “взрослую форму” — вампира, дракона, гнома, эльфа, лешего… Форма строго индивидуальна и от родственных связей не зависит: в семье гнома может появиться тролль. Эта неопределенность часто вызывала кровопролитие: заподозрив по каким-либо причинам в своем родиче агрессивную сущность, люди могли убить его, чтобы не рисковать собственными жизнями. Из-за многочисленных убийств была создана система, при которой окончательное превращение могут пройти лишь некоторые, отбираемые почти в случайном порядке, остальные же никогда не обретут себя полностью.
Пифия Радона — одна из тех, кто может решить, “быть” кому-то или “не быть”. Кроме того, она одна из немногих избранных, способных остановить Тварь-нига, враждебную сущность, стремящуюся захватить мир, уничтожить в нем все живое и перекроить его по своему образу и подобию. Некая Лига исподволь готовит девушку к этой миссии, впрочем, не особенно озабочиваясь предоставлением спасительнице мира информации о происходящем: ну как же, взрослые знают лучше. От одного неверного шага Радоны зависит очень многое, но вместо объяснений ей говорят: делай, что велено, и не задумывайся ни о чем. Несомненно, это не может не привести к катастрофическим последствиям.
Роман написан хорошим языком (хотя к концу книги он несколько ухудшается из-за пафоса и мастера Йоды говорить манеры), в меру насыщен приятным юмором и в то же время довольно серьезен. Проблемы выбора, соотношения цели и средств, жертвенности показаны с разных сторон, но не на все вопросы автор дает ответ или хотя бы намекает на него: кое-что каждый читатель должен решить для себя сам. Переплетаются добро и зло; договор с Тварью ради спасения мира сменяется любовью и очередной добровольной жертвой во имя мирового господства; герои вовсе не всегда прекрасны душой, а сердца злодеев совсем не обязательно черны. Родной отец сух и холоден с пифией, зато Тварь любит ее, как родную дочь. Любимый убит рукой врага, который, несмотря ни на что, начинает нравиться девушке, но как только она готова признаться себе в этом, грубо отталкивает ее. Чтобы разобраться в окружающих, Радоне остается лишь судить по делам их, но в условиях дефицита информации это сложно.
Интересно наблюдать, как меняется мировосприятие главной героини. Лига, делая из нее избавительницу от вселенского зла, пытается внушить девушке, что бывает добро и зло, черное и белое, и они легко отличимы одно от другого. Вот хорошие: они называются “Лига”, дают тебе пусть не дом, но кров, пусть строгое, но воспитание и борются с Тварью. Их не надо ни о чем спрашивать, их надо слушаться — они же хорошие! Вот плохие: они живут в краях, где подчиняются злобному Бужде, и пытаются перехватить у хороших влияние на мир. Тварь они, может быть, и не любят (хотя скорее всего, просто прикидываются), но уж во всяком случае не борются с ней. Их тоже не надо ни о чем спрашивать, а то запудрят мозги; если же сами начнут что-то рассказывать, разумеется, ни слову не верить, даже если будут с горячностью утверждать, что дважды два — четыре. Особенно если с горячностью: это, несомненно, последствия промывки мозгов. Одним словом, обычные установки, даваемые пешкам в большой игре. Но ведь Радона-то не пешка! Она призвана сделать то, что до нее почти никому не удавалось. И победить ей надо не стихийное бедствие и даже не вражескую орду (не обращайте внимания на девицу в латах, изображенную на обложке, это художник пошутил), а существо невероятно хитрое и умное, обладающее нечеловеческой логикой. Для этого мало обычных пропагандистских лозунгов; вскоре Радона ради победы над Тварью готова сотрудничать и с самой Тварью, и тогда приходит странная мысль: победить дракона можно, став драконом. Но оправдывает ли цель это средство? Ведь тогда на место одного дракона придет другой. Не придется ли побеждать еще и его?
Итог: отлично написанная книга о серьезных вещах, с лихо закрученной интригой; отдельные повороты сюжета предсказуемы, но читать все равно интересно.
Это интересно |
“Добровольная жертва” — не самостоятельное произведение, читателя ждет продолжение. Но большим цикл не станет: вряд ли мы увидим больше трех томов, возможно, автор ограничится двумя. |
Цитаты |
- По преданию, они [ниги] способны прикинуться любой вещью. Вот сидишь ты на табуретке, а это — ниг с ненасытной утробой, требующей постоянного круговорота форм. Улучив момент, табурет раззявит пасть, проглотит седока с потрохами и отрыгнет в виде пивной кружки, издевательски пустой.
- “Иногда мне кажется, что между пророчеством и проклятием нет никакой разницы” (Альерг, наставник).
- “Лига не ошибается” (он же).
|
Присутствуют |
вампиры, оборотни, драконы, эльфы, тролли, маги
путаница с переодеваниями
любовь
пророчество об Избранной
могущественный отец главной героини |
Отсутствуют |
гэги не к месту
однозначно счастливый конец
счастливые семьи
убийства главных героев
откровенные сцены | |